Игорь Жук (г.Киев)
То, что мастер Виктор Сыроватский творит с гитарами, нельзя назвать банальным словом "ремонт", или даже солидным термином "реставрация". Он безошибочно находит в рассохшемся, растрескавшемся наборе дощечек и планочек, потерявшем и форму, и голос, не строящем ни единой струной, испуганно забившуюся в щели и трещины душу инструмента. Душу певчего дерева - единственную, неповторимую, полумертвую от усталости, онемевшую и пыльную - и бережно выводит ее на свет. И, умея не спугнуть ее, осторожно у нее на глазах строит ей новый дом - такой, о котором она, сама того не подозревая, мечтала. Не яркие хоромы, сверкающие мертвыми драгоценностями, - его гитары не выделяются вычурным украшательством или зеркальным сверхглянцем. Они на первый взгляд просты и скромны - собственно, как и сам мастер. Но есть и второй взгляд, и он открывает новый пласт: теплота и уютность инструмента, который будто сам ложится в руки. И сразу же ощущение необыкновенной чистоты и аккуратности. Гитары Сыроватского - новые ли, возрожденные ли - всегда теплые, открытые, они ничего не маскируют, ни от чего не отвлекают пляской витиеватых украшений. Только и этот взгляд открывает еще не все. Аккуратность - это не только ощущение. Среди моих друзей есть гитарист с исключительно тонким слухом, по профессии скрипач, он был одним из лучших, самых тонких исполнителей авторской песни в Киеве, таким же Андрей Компанеец остается и в Нью-Йорке, где живет уже второй десяток лет. В силу замечательного стечения обстоятельств как-то в Киеве встретились приехавший с концертом Андрей и самая первая гитара Виктора Сыроватского. И перевидавший немало хороших инструментов Андрей совершенно искренне сказал, что настолько чисто строящая на всем протяжении своего грифа гитара ему, пожалуй, еще и не попадалась.
По счастливому случаю - которыми жизнь не часто балует семиструнщиков - мне однажды досталась гитара работы великолепного старого московского мастера Шуляковского. Возраста она была почтенного, очень нуждалась в серьезном ремонте - но, помня, что обладатель подобной гитары того же мастера Владимир Высоцкий не решался доверять ее никому другому, я тоже долго не решался. И вдруг отважился отдать в руки Виктора, который только, собственно, начинал еще заниматься этим непростым делом. И не пожалел. Потому что вернулась гитара ко мне уже с пробудившейся от спячки своей душой, с удивительно чистым и прозрачным звуком, которого я в ней и не подозревал. Сейчас, через пять лет, она снова проходит сеанс ре-анимации, ре-одушевления у мастера Сыроватского, и у меня снова нет сомнений в том маленьком чуде, которое непременно произойдет. Потому что оно происходило и с двумя старинными цыганскими двухгрифовыми гитарами, которые, казалось, уже невозможно было восстановить. И вот одна из них удивляет всех свежей яркостью звучания стальных струн, а другая - уникальная маленькая кабинетная гитара - превосходно сжилась с нейлоном, о котором ее первый создатель и не ведал. Ее мягкий чистый негромкий тембр идеален для камерного исполнения, а изящный внешний вид способен сделать ее главным украшением любого кабинета, любой самой изысканной комнаты.
Талантливый человек талантлив во многом, это общеизвестно. Создатель периодической системы химических элементов Д.И.Менделеев был замечательным чемоданных дел мастером. Я уверен, что счастливые обладатели его чемоданов в том числе и через эти произведения ощутили незаурядность их творца. Виктор Сыроватский - превосходный, тонкий поэт, отличный музыкант, создатель и душа замечательного театра поэтической песни. И все это очень совместимо с его творчеством гитарного мастера. Ибо - по Булгакову - Мастер есть Мастер. Совершенно нет нужды уточнять, в чем. |